КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, строение 1, офис 4.
Тел.: (495) 783-04-06,
         (495) 767-04-06,
         (495) 236-90-73.
Е-mail: info@profiok.com

Как нас найти?

ОТДЕЛ КАДРОВ (информация для соискателей) >>>

profiok.com

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или Имеет ли артист право на позицию?

02.03.2018


Редакторская колонка портала profiok.com посвящена причинам возникновения широкой общественной дискуссии вокруг высказываний актёра Алексея Серебрякова. Может ли артист высказывать своё мнение? Имеет ли право сморозить глупость? Почему Лермонтову – можно, а Серебрякову – нет? Пытаемся разобраться.

Кто такой Алексей Серебряков и что он сказал?

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или имеет ли артист право на позицию? К счастью, многие в нашей стране остаются в стороне от этой «острой» повестки. Для них поясним, что это вполне взрослый (53 года) и состоявшийся российский и советский актёр, народный артист России. Перечень фильмов, в которых он снимался, исчисляется десятками. Из наиболее известных можно упомянуть «Вечный зов» (снимался в детстве), «9-ю роту», «Левиафан», «Груз 200», «Легенду о Коловрате» и различные телесериалы – например, «Доктор Рихтер» и «Метод». Несколько лет назад Серебряков вместе с семьёй эмигрировал в Канаду, однако регулярно приезжает в Россию на съёмки.

Обычная история, ничем особо не замечательный и не примечательный персонаж. Всё шло тихо и мирно, пока 20 февраля 2018 года на Youtube не появилось интервью актёра видеоблогеру Юрию Дудю. В этой беседе Алексей Серебряков заявил, что «ни знания, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство» до сих пор «не являются прерогативой национальной идеи». Вместо этого «национальной идеей России являются сила, наглость и хамство».

Эти слова вызвали бурю эмоций во всех пластах нашего многослойного общества. Патриоты оскорбились, либералы в ответ тут же произвели Серебрякова в глашатаи правды и разглядели в его высказываниях неизбывную боль за Россию. Мудрецы, предпочитающие парить над эмоциями, призывают не обращать внимания – мало ли что может брякнуть не подумав любой из нас. Въедливые гуманитарии, напротив, решили поискать между строк тайные смыслы. Например, «Литературная газета» отвела под обсуждение этого эпизода целую полосу в свежем номере. Литераторы и филологи ломают голову: «Что хотел сказать Серебряков?»

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или имеет ли артист право на позицию?Тут бы горе-актёру сослаться на косноязычие, извиниться – да и дело с концом. Тем более, что фразы его и правда корявы: и наглость не может быть идеей, как и хамство, и сложное слово «прерогатива» (привилегия, право – profiok.com) он использовал не к месту. Казалось бы, художник, тонкая натура, должен чувствовать, что кого-то сильно и больно задел.

Но, как учила нас Анна Ахматова, благовоспитанный человек никогда никого не обидит по неловкости, то есть случайно. Иными словами, извинений не будет: Серебряков произнёс ровно то, что и хотел. «Какие непонимания? – удивился артист в разговоре с RT. – Я просто дал интервью. Что сказал, то и сказал».

Всплеск внимания к собственной персоне Серебрякову, похоже, нравится. Даже если это побочный эффект, а не основная цель. На днях в сети появилась публикация телеканала «Настоящее время» (это филиал «Радио Свобода», признанный в РФ иностранным агентом). Прохаживаясь по берегу моря в компании режиссёров Виталия Манского и Андрея Звягинцева, Серебряков посетовал, что на протяжении последних двадцати лет он наблюдает «бесконечное ухудшение человеческого материала» в России.

Почему высказывание Серебрякова вызвало такую бурную реакцию?

Казалось бы, кто такой этот Серебряков и почему вся страна несколько дней кряду обсуждает его высказывания?

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или имеет ли артист право на позицию?«Я Лёху снимал в двух фильмах, он очень хороший артист, – рассказал режиссёр Владимир Бортко («60 минут» от 28.02.2018, дневной выпуск – profiok.com). – Но то, что он говорит, не свидетельствует о большом интеллекте. Слушать и комментировать это всерьёз не стоит».

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или имеет ли артист право на позицию?Может быть, и не стоило бы, будь это высказывание единичным. Но, оказывается, и актёра Алексея Панина русский народ не устраивает – посмотрите, говорит, с какими рожами люди по улице ходят! Так и хочется Алексею Панину что-нибудь про зеркало ответить, правда?

Писатель Людмила Улицкая полагает, что за годы существования СССР наша нация существенно пострадала генетически: людей с определённым генотипом уничтожили или заставили уехать, а за это время расплодились «те, что бросаются зелёнкой» (непонятно только, как уцелела сама Улицкая, обладающая, видимо, суперценными генами – profiok.com). Отсюда мол, и агрессия, и бескультурье. Более того, Улицкая убеждена, что процесс продолжается, поскольку «конкурентоспособные дети» уезжают из России за границу.

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или имеет ли артист право на позицию?Народная артистка России Лия Ахеджакова в разговоре с РБК заявила, что Серебряков «сказал правду». По её мнению, волна возмущения, поднявшаяся после заявлений актёра, объясняется… всё той же агрессией, о которой пишет Улицкая. «На него набросились, потому что надо накинуться и кусать-кусать-кусать! Рвать на части! Более подходящего на сегодняшний день, видимо, не было, – сказала Ахеджакова в эфире Национальной службы новостей. – Они кидаются на Лёшу, который не такой квасной патриот, как эти горлопаны, которые по ночам орут, какие все кругом враги, как нас все ненавидят, и как мы им всем можем повторить войну». Следом Ахеджакова перечислила других «интеллигентнейших» жертв, которые «не молчат и не боятся». Обратите внимание: опять проводится чёткая граница между «горлопанами» и «интеллигентами», то есть между утончёнными людьми со светлыми лицами и быдлом, хамами и наглецами.

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или имеет ли артист право на позицию?«Художница Зинаида Серебрякова до революции много писала крестьянок. Выражение лиц, грубые, даже олигофренические черты лица народа схвачены очень метко. Посмотришь на крестьянские лица – и думаешь: да, быстро валить из этой страны. Сейчас запощу отдельно пару крестьянских портретов. Посмотрите на крестьянских девочек, вглядитесь в личики», – делится впечатлениями от выставки в Третьяковке светская львица Божена Рынска, решительно дистанцируясь от олигофренов (правда, эти лица, на которых, кстати, нет ни грамма косметики, выглядят куда более одухотворёнными, чем у самой львицы, «высококачественные» гены которой, вероятно, берут начало не иначе как в самой Франции – profiok.com).

Может быть, и правда не стоит обращать внимания на этих странных персонажей, так неоригинально выдающих в эфир проекцию своего внутреннего мира? Поморщиться брезгливо, да и отойти в сторонку. В конце концов, это просто слова, которые можно списать на глупость или маразм. Но всё гораздо сложнее.

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или имеет ли артист право на позицию?Евгений Евтушенко очень точно высказался: «Поэт в России – больше чем поэт». Стоит высказаться любому из художников, артистов, писателей – и их высказывания получают резонанс в обществе. Публичный человек для российских граждан – не просто «говорящая голова», и если его слова попадают в эфир, они имеют значение и встраиваются в общую картину. Брякнул Лоза что-то про Крым – и нам неприятно, потому что мы, к сожалению, пока ещё помним, кто такой Лоза. Или знаем тех, кто помнит.

Публично произнесённое слово перестаёт быть «просто словом». Раскрытие вслух своей позиции – это действие, и, как всякое действие, оно имеет цель. По мнению политолога Дмитрия Куликова («Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 22.02.2018 – profiok.com), Серебряков с помощью своих высказываний преследует вполне определённую цель: «он ставит себя вне общности, которую представляет собой российский народ. Он говорит тем, кто вне этой общности: я с вами, а не с ними, я ваш, буржуинский».

«Менталитет россиян остался прежним. Это менталитет обмана, лжи и отрицания. Россия – это страна, где уже давно нет стыда и морали. Мне стыдно, что я являюсь русским», – эти слова предателя и информатора WADA Григория Родченкова цитирует Deutschlandfunk. Ничего не напоминает?

Надо сказать, методика работает. Вот, скажем, Лия Ахеджакова утверждает, что ничего не говорила «Эху Москвы» о своём отвращении к российским хоккеистам, а интервью ходит себе по интернету, несмотря на все опровержения. Многие верят. Видимо, стоит пару раз во всеуслышание сказать «глупость» про свою страну – и ты в топе надолго, если не на всю жизнь.

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или имеет ли артист право на позицию?Скажете, каждый имеет право на своё мнение? И уж тем более – на глупость? Конечно, имеет, если глупость эта озвучивается приватно, а не с высокой трибуны. А если «глупость» попала в СМИ – это уже то самое «слово – не воробей», за которое стоило бы нести ответственность. Только вот в нашей стране царит свобода слова, а значит – расцветают пышным цветом широта взглядов и разнообразие мнений.

Тем временем открываются одно за другим «окна Овертона», только успевай отмечать, как незаметно происходит смена предмета дискурса. Только что, вроде, обсуждали, можно ли оскорбить одним махом всю нацию  – и вот уже, глядите, вопрос в том, может ли талантливый и перспективный актёр иметь своё мнение. За которое, возможно, кто-то когда-то и заплатит. Если звёзды «зажигают», в том числе говорят «глупости», значит, это кому-нибудь нужно?

Вот и распространяется поветрие среди артистов-мучеников – прямо как французская болезнь. Совсем обалдели же! Что это за зараза-забава такая, «присущая культурному слою», – мазать грязью свою страну? Впрочем, простое дело: поливаем Родину помоями – и не страшна маленькая пенсия-зарплата! Учитесь, господа хлеборобы и сталевары, а также бабушки и дедушки, которым пора уже покинуть этот мир, чтобы не мешать негодяям своими воспоминаниями. Ведь память – лучшая защита от поклёпа.

А народ слушает и удивляется. Как можно сказать такие слова нации, которая спасла мир от фашизма? Как можно упрекать в отсутствии тяги к знаниям народ с богатейшей культурой и высокими технологиями?

Пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова спросили, как Кремль относится к позиции Серебрякова. «Кремль не относится к его позиции», – прозвучал гениальный ответ. Может быть, и правильно, ибо на стороне добра маразма тоже хватает. Кто-то из депутатов Госдумы предложил, например, прекратить снимать в фильмах с госфинансированием актёров, допускающих антироссийские высказывания. Глупость, конечно: в нашей стране разрешено всё, что не запрещено законом.

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или имеет ли артист право на позицию?Но справедливость рано или поздно восторжествует. «Патриотизм – это отношение к себе, – считает народный артист России, режиссёр Карен Шахназаров. – Для меня моя Родина лучше всех, я часть этого мира». По словам Шахназарова, патриотизм напрямую зависит от чувства собственного достоинства. Поэтому к персонажу, поносящему Родину, формируется соответствующее отношение. «Для меня этот человек не существует», – заключил Шахназаров. Всё так и есть. К сожалению, уже от многих некогда любимых народных артистов, превратившихся в антинародных, начинает едва ли не физиологически тошнить. Как бы не вышло так, что Серебрякову и его коллегам по убеждениям, будет негде и незачем сниматься.

Не путать с Лермонтовым!

МНЕНИЕ. Театр у микрофона, или имеет ли артист право на позицию?Писатель и историк Игорь Волгин ставит Серебрякова в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым и Чаадаевым. Всё это, мол, частное мнение, выражающее активную гражданскую позицию и «тоскующую любовь к России». Это, мол, боль за Родину, а вовсе не попытка её очернить. Художникам это присуще, они тонко чувствуют и часто выполняют роль оппозиционеров.

Действительно, великие художники болели за свою страну всей душой. Поэтому знаменитое пушкинское «Чёрт догадал меня родиться в России с душою и талантом!», написанное, заметим, в письме жене, а не народу, мы поэту с лёгкостью прощаем. Мы и сами знаем, что не в раю живём. Про лермонтовскую «немытую Россию» президент уже не раз с высокой трибуны подробно объяснял, не будем повторяться. Лермонтов – не диссидент, он воевал за Россию на Кавказе, какие вопросы? Чаадаев считал, что не стоит любить свою страну «с закрытыми глазами и запертыми устами». Так никто и не ставит под сомнение пользу критики. Но критики, а не оскорблений! К тому же критики уместной и своевременной.

М.Ю. Лермонтов. Портрет кисти А.И. КлюндераРассказывают, что западные журналисты как-то спросили Высоцкого о его отношении к советским властям. Ответ был таким: «У меня есть претензии к властям моей страны, но решать их я буду не с вами».

Стыдно становится за наших современников, по собственному желанию примеряющих на себя ведущие роли в «культурном слое». А культурный слой этот, увы, за рядом счастливых исключений, состоит давно уже не из Высоцких. Тем более – не из Пушкиных и Лермонтовых.

Ситуация с Серебряковым и прочими – другая. Они намеренно хамят и выбирают вполне определённый тон, чтобы быть замеченными. Талантливый артист, говорите? Вот и не стоит выходить за пределы своих компетенций и лезть в политику, устраивая вокруг себя дешёвый водевиль. А с Лермонтовым мы сами разберёмся. Да и кому придёт в голову обижаться на Лермонтова?

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.