Математическое образование: турбулентность в болоте
Версия для печати
06.02.2015
Незадолго до новогодних каникул в России вспомнили о существовании Концепции развития математического образования, утверждённой распоряжением Правительства РФ №2506-р от 24 декабря 2013 г.
В документе, принятом более года назад, справедливо отмечается, что «система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы», поэтому «необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьёзные недостатки».
Целью Концепции объявлен вывод российского математического образования на лидирующее положение в мире. К тому же повышение уровня математической образованности российских граждан, говорится в тексте Концепции, «сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоёмкого и высокотехнологичного производства».
22 декабря 2014 года в Минобрнауки прошло второе заседание координационной группы по реализации Концепции. «В Новый год мы входим с чётким пониманием плана наших действий по развитию математического образования в России», – уверенно заявил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов.
Судя по тому, что руководство Минобра нашло время на долгие репетиции слаженного танца на площадке ГУМ-Катка в День студента, уверенность эта столь же тверда и непоколебима, сколь традиционно непредсказуемы в России действия исполнителей.
Магия цифр
Дальнейшие события показали, что наследие советской системы в регионах живо, хоть и не в лучших проявлениях. Новости на сайтах городских и региональных административных органов то ли участвуют во всесоюзной перекличке, то ли пытаются перекричать друг друга: регионы как будто с азартом начали социалистическое соревнование.
Пролистав всего лишь несколько страниц поисковой выдачи по запросу «математика», мы узнали, что в новом учебном году по распоряжению губернатора Красноярского края Виктора Толоконского в регионе появятся не менее 50 физико-математических классов, что в Вологде разработана стратегия «Вологда – IT-град», подразумевающая создание инженерных классов и проведение профильных IT-смен в детских лагерях, и что 17 школ республики Татарстан вошли в топ-500 по России согласно рейтингу Московского центра непрерывного математического образования.
Казалось бы, процесс пошёл? Однако стоит начать вникать – и становится понятно, что за громкими заголовками нет не только «чёткого понимания плана действий», но и вообще какого-либо желания действовать осмысленно.
«Городу нужны прекрасно подготовленные кадры», – заявляет мэр Саранска и… отдаёт распоряжение о подготовке команды саранских школьников к участию в телевикторине «Умники и умницы» на Первом канале, победители которой без конкурса становятся студентами МГИМО.
Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, встречаясь с учащимися лицея, справедливо отмечает, что региону нужны кадры высокой квалификации, однако пытается мотивировать ребят к изучению математики высокими требованиями со стороны потенциального работодателя. Не правда ли, сомнительный аргумент, если учитывать зарплаты и социальное положение современных инженеров?
«У школьников Омской области повысился интерес к математике», – читаем мы на портале Правительства Омской области. Далее поясняется, что из 70 тысяч детей, принявших участие во всероссийской олимпиаде по математике, до регионального этапа дошли лишь три тысячи (4%). Кто и как уговорил неспособных решить тестовые задания школьников принять участие в состязании, осталось за кадром. К сожалению, вероятность, что эти молодые люди станут высококвалифицированными инженерами, нужными предприятиям региона, не слишком велика.
В чём же магия цифр, спросите вы? Так вот она: цифры есть, а реальных дел за ними нет. Поистине удивительно: говорятся правильные слова, делаются правильные дела, проводятся мероприятия с участием тысяч человек, но в происходящем не видно ни души, ни системы, ни даже цели. Впрочем, цель, пожалуй, есть: исполнителям придётся представить наверх отчёты о проделанной работе.
Комментарий profiok.com
Болевые точки, появившиеся за последние годы, в Концепции развития математического образования обозначены достаточно чётко и правильно: разбалансированность образовательных программ, отсутствие необходимой квалификации у педагогов, разрыв связности между различными уровнями образования, а также связи учебных программ с потребностями потенциальных работодателей, отсутствие критериев и систем оценки качества обучения. Однако этот перечень не исчерпывает полного спектра глобальных проблем. Основная из них: труд технолога, инженера, учёного не престижен и не вызывает у молодёжи искреннего интереса.
Сколько ни стимулируй детское творчество, сколько ни открывай математических классов и ни проводи престижных олимпиад, молодые люди не начнут мечтать о профессии инженера, если не смогут в будущем прокормить свою семью или, в случае серьёзного увлечения наукой, обеспечить себе достойные условия для проведения исследований.
Поэтому вдруг возникший по всей стране ажиотаж вокруг преподавания математики реальных результатов, по всей видимости, не принесёт, как не приносят результата хаотичные попытки различных министерств и ведомств решить проблему кадрового голода частично или, как говорят математики, локально. Болото с успехом гасит нежелательную турбулентность. Так что без системного подхода, без продуманной и чёткой концепции развития образования, подготовки кадров, их последующего трудоустройства и решения их социальных проблем Россия вряд ли сможет стать страной великих учёных и талантливых инженеров.
P.S. Летом 2014 года российский математик Максим Концевич и его коллеги получили премию «Прорыв» (Breakthrough Prize in Mathematics) - самое крупное вознаграждение в истории современной науки (3 миллиона долларов). Максим Концевич – выпускник мехмата МГУ им. М.В. Ломоносова, внёсший серьёзный вклад в теорию деформаций, симплексную топологию, а также развивший ряд теорий в области фундаментальной физики. Событие, ставшее предметом безусловной гордости за отечественную научную школу, омрачает тот факт, что учёный давно уже живёт и работает во Франции, а не в России.